Ты приходил, говорил, уходил — и все невпопад.
11.06.2014 в 14:34
Пишет файр уолкер:Пауль Целан, (1920-1970)

URL записи
Пауль Целан — это персональный Холокост. Поэзия, искаженная глубоким страданием и одиночеством. Не впустивший к себе в жизнь цинизм и несправедливость, он выбрал иной путь: полет с моста и погружение в мертвую, как и его душа, реку — Сену. Его тело нашли лишь через несколько часов с помощью аквалангистов и специальных сетей. В его кармане плаща заранее было любезно предоставлено полиции свидетельство о месте жительства. Чтобы не мучились с опознанием, чтобы скорее выявили его личность — Пауль Лео Анчель, литератор, который подписывал свои работы как "Пауль Целан". О, Боги, как во Франции привыкли к самоубийствам, а уж тем более к самоубийствам поэтов. Но вопрос «из-за чего?», всегда терзал любого проходимца. Если вернуться чуток назад, до события 1970 года, мы хоть немного поймем месье Целана. Если проследить за его физическим и душевным положением с 42-ого года по 45-ое, то ничего здесь мы хорошего не увидим. Потому что война. Потому что это был кромешный ужас. Лишь после 45-ого года ему удалось перебраться в Париж. Но чем отличается послевоенная Восточная Европа от места побега — Румынии? Для еврея, который спасся от гитлеровского геноцида, любое место окажется адом. Если только это место не Небо.
Сконцентрировать своё внимание мне бы хотелось на стихе под названием «Фуга смерти» — одно из знаменитых творений Целана. Здесь показана не романтизированная боль, которая была создана не от лица скучающего недоросля, изжеванного от своих бытовых страданиях, а от лица пережившего войну. То, что изначально было ядом, стало для него эликсиром поэзии. И за этот эликсир он продал душу. Многие его знали, как великого поэта, которого часто сравнивали с Францем Кафкой. Не только принадлежностью к еврейству и изгойству, но и "затуманенной речью", они были действительно похожи. Тем не менее, никто не знал, что происходило за дверью его квартиры и, что на самом деле, представлял Целан. У «Фуги смерти» есть множество переводов, но именно мне приглянулся перевод Алексея Парина.
В глаза бросаются два женских образа: гётевская Гретхен — символ патриархальной Германии; и Рахиль — олицетворение трагической судьбы народа Израиля, пережившего изгнание и тяжелые страдания. Ну,а фраза «волос твоих золото, Гретхен» само напрашивается назвать Ансельма Кифера с его одноименной картиной. И несомненно так же бросаются в глаза знаки препинания, а точнее, их отсутствие. И это только детали. Сам по себе стих вызывал и вызывает во многих ужас. Но, как и многие стихи Целана, завораживают. Один слог чего только стоит.
Он много писал об небе. Его даже прозвали "небожитель на грешной земле".
Что ж, в конце-концов, усталость постоянно разглядывать свой внутренний мир взяла вверх, и в 1970 году он отправился туда, куда он с упоением восхвалял.
Сконцентрировать своё внимание мне бы хотелось на стихе под названием «Фуга смерти» — одно из знаменитых творений Целана. Здесь показана не романтизированная боль, которая была создана не от лица скучающего недоросля, изжеванного от своих бытовых страданиях, а от лица пережившего войну. То, что изначально было ядом, стало для него эликсиром поэзии. И за этот эликсир он продал душу. Многие его знали, как великого поэта, которого часто сравнивали с Францем Кафкой. Не только принадлежностью к еврейству и изгойству, но и "затуманенной речью", они были действительно похожи. Тем не менее, никто не знал, что происходило за дверью его квартиры и, что на самом деле, представлял Целан. У «Фуги смерти» есть множество переводов, но именно мне приглянулся перевод Алексея Парина.
|
В глаза бросаются два женских образа: гётевская Гретхен — символ патриархальной Германии; и Рахиль — олицетворение трагической судьбы народа Израиля, пережившего изгнание и тяжелые страдания. Ну,а фраза «волос твоих золото, Гретхен» само напрашивается назвать Ансельма Кифера с его одноименной картиной. И несомненно так же бросаются в глаза знаки препинания, а точнее, их отсутствие. И это только детали. Сам по себе стих вызывал и вызывает во многих ужас. Но, как и многие стихи Целана, завораживают. Один слог чего только стоит.
Беззвучная проказа сходит с нёба, и на язык ложится свет, свет. |
Он много писал об небе. Его даже прозвали "небожитель на грешной земле".
Что ж, в конце-концов, усталость постоянно разглядывать свой внутренний мир взяла вверх, и в 1970 году он отправился туда, куда он с упоением восхвалял.