Хотелось бы сказать, какая же жизнь дно,
И объяснить, почему люди - дерьмо,
Но мне на все, увы, уже давно
Плевать и очень далеко.
И объяснить, почему люди - дерьмо,
Но мне на все, увы, уже давно
Плевать и очень далеко.
Просто за последнее время в моей жизни было слишком много письмопечатанья.
Я дурак. И я иссяк.
Рубрика "Очередной хлам".
Намбер ван.
«Отношение к смерти - это одна из величайших проблем, с какой непременно сталкивается человек в своей жизни. Однако эта проблема не только не разрешена, но она даже мало продумана. Решение её предоставляется каждому человеку в отдельности. А ум человека - слаб, пуглив. Он откладывает этот вопрос до последних дней, когда решать уже поздно. И тем более поздно бороться. Поздно сожалеть, что мысли о смерти застали врасплох».
Михаил Зощенко «Повесть о разуме».
Смерть – прекращение жизнедеятельности организма, однако данное определение не является полноценной трактовкой, оставляя в тени психологический аспект. Со смертью связаны человеческие страхи, чувство уныния и обида на саму то, что ценится превыше всего, саму жизнь. Если попробовать разобраться и погрузиться глубже, то мы поймем, что не сам Танатос абсолютное зло, ключ ко всем терзаниям человеческой души – сама мысль о приближающемся конце, взваленная личным крестом на спину. Узнав о неотвратимости, человек будто переворачивает песочные часы и, не отрываясь, следит за утекающим песком бытия.
«Мысль о смерти более жестока, чем сама смерть».
М. Боэций
Чтобы стать теми, кем мы являемся сейчас, человечество прошло долгий путь эволюции, меняясь и адаптируясь, чтобы выжить. Чтобы умереть тоже необходимо научиться выживать, отстаивая свое сознание и привычную жизнь в борьбе с самим собой.
Американский психолог Кюблер-Росс изучала особенности терминального периода жизни взрослых людей и выделила типичные стадии их приспособления к мысли о смерти:
1. Возражение.
Стадия возражения – первая ступень на этой лестнице. Данный этап разворачивается спустя некоторое время после того, как человек узнает, что он смертельно болен. Это известие очень сильно потрясает его сознание, и срабатывает механизм психологической защиты: личность отказывается признать приближение собственной смерти.
Как правило, на стадии отрицания возникает чувство растерянности и страха. Удар по психике настолько разрушителен, что, зачастую, человек не справляется с первым этапом и остается на данной ступени, так и не поднявшись на следующую. (Стоит отметить, что подобная остановка может произойти на каждой из стадий.)
2. Гнев.
Этот шаг является логическим следствием предыдущего, когда человек, все еще не признавая близкого умирания, эмоционально бурно переживает эту информацию. Осознав полученную весть, пациент задается вопросом: «Почему я?» – и в отчаянии ищет виновных в своем положении (врачей, родных, Бога и т.д.)
Для данной стадии характерна злость, гнев, и ярость – самые сильные отрицательные эмоции. Общение в таком состоянии очень осложнено. Человек, не желая того сам, срывается и выплескивает накопившийся негатив на всех, с кем вступает в контакт.
3. Торг.
На стадии торга, уже чувствуя в полной мере правдивость факта приближения собственной смерти, но человек продолжает ее сознательно отрицать и ищет пути отвлечения или отсрочки умирания средствами обдумывания каких-то перспективных обязательств, договоренностей с врачами, поисков лекарств и т.п.
Пациент вновь настроен оптимистично и твердо уверен, что при правильном подходе и выполнении всех предписаний, «просьба об отсрочке» будет одобрена сверху. Он воодушевлен, полон веры и надежды, поэтому, когда, несмотря на все старания, ситуация остается неизменной, отчаяние приобретает гиперактивные формы, опустошая психику личности.
4. Депрессия.
Далее разворачивается стадия депрессии. На этом этапе человек, наконец, признает приближение своей смерти, но он настолько потрясен этой информацией и изможден безрезультатной борьбой стадии торга, что на смену бывшему подъему приходит упадок.
Обида, жалость, чувство вины, сожаления о собственных ошибках и о невоплощенных мечтах давят, сгибая еще больше. Человек впадает в глубокую депрессию, чувствует отчаяние и безысходность своего положения, ощущая себя запертым в тусклой комнате без дверей.
5. Принятие.
Последней стадией является принятие. Безнадежность несколько смягчается окончательным смирением. По мнению специалистов, эмоционально-психологическое состояние больного на этой стадии принципиально меняется.
Хирург Роберт Мак, больной неоперабельным раком легкого, описывая свои переживания — испуг, растерянность, отчаяние, в конце концов, утверждает: «Я счастливее, чем когда-либо был раньше. Эти дни теперь на самом деле самые хорошие дни моей жизни». Эта позиция — результат осознания экзистенциальной драмы человеческого существования, которая заключается в том, что только «перед лицом смерти» человеку раскрывается новое знание — подлинный смысл жизни и смерти.
Смирение приносит столь необходимое спокойствие, и пациент снова живет прежней жизнью, уделяет большее внимание своим родственникам и близким, пробует что-то новое, воплощает запланированное. Примирение с судьбой является наиболее благоприятным исходом, дает душевное равновесие и покой.
Другой исследователь, Р.Нойес, изучал умирания не как длительный процесс, а завершение жизни вследствие какой-то критической, экстремальной ситуации. В своем исследовании психолог выделил три стадии осознания близости смерти и момента самой смерти:
1. Сопротивление.
На этой стадии человек осознает опасность, чувствует страх и настроен на борьбу, если есть хоть какой-то шанс выжить, у него четко выражено понимание опасности, которой он готов активно противостоять. В случае осознания бесполезности борьбы за выживание и отказе от противостояния опасности на смену страху приходит ощущение безмятежности и полного внутреннего спокойствия.
2. Обзор жизни.
Сразу после отказа от борьбы перед человеком в виде панорамы воспоминаний проходит вся его жизнь. Картины прошлого быстро сменяют друг друга.
3. Трансцендентность.
Данная стадия предполагает восприятие прошлого другом масштабе, охватывая всю жизнь как единое целое. После этого, как бы выходя за пределы своего «я», умирающий оказывается в состоянии «космического сознания».
Критики обеих теорий утверждают, что умирание – сугубо индивидуальный процесс, который невозможно отследить, обобщить и структурировать. Безусловно, у каждого человека осознание смерти происходит по-своему. Одни продолжают жить в обиде, депрессии или даже гневе до самой смерти, другие настаивают на смерти дома, в окружении своей семьи, третьи хотят оказаться со смертью один на один, чтобы его агонию не видели близкие, а кто-то считает смерть долгожданным освобождением от боли и одиночества.
И поэтому, согласно принципам биоэтики, каждый пациент вправе знать о себе все, чтобы идти собственным путем к смерти, встретить ее спокойно и с достоинством, имеет право осознавать оставшиеся ему дни, чтобы чувствовать себя свободным даже перед лицом смерти.
Именно понятие смерти, осознание конечности и единственности человеческого личного бытия способствует прояснению нравственного смысла и ценности человеческой жизни.
Нравственность обязана своим происхождением смерти, ею она порождается. Мораль есть не что иное, как средство борьбы со смертью. Этические нормы возникли в процессе борьбы против энтропии смерти, все они способствуют выживанию, используя коллективные средства, которые человечество противопоставляет смерти, как лекарство против болезни. Наряду с этическими вопросами Танатоса: осознанием ценности жизни, психологической адаптацией к утрате, религиозными верованиями (Есть ли Бог? Существует ли жизнь после смерти? Куда попадет человек: в ад или рай?) – встают медицинские и биоэтические проблемы: паллиативная помощь (хосписы, социально-психологическая поддержка), анальгезия, реаниматология, трансплантология и эвтаназия.
Намбер ту.
Человек, вступивший на путь врача, должен быть носителем высоких морально-этических качеств. Молодому врачу приходится держать в жизни два основных экзамена: испытание успехом и испытание неудачей. Первый грозит самообольщением, второй — капитуляцией духа. Стойкость перед лицом этих испытаний зависит от личности врача, его идейных принципов, убеждений и нравственных идеалов.
Ведь важно не только искусство распознавания и лечения болезней, но и умение проникать в душевный мир больного. В этом и выражается истинный гуманизм врача.
Ведь важно не только искусство распознавания и лечения болезней, но и умение проникать в душевный мир больного. В этом и выражается истинный гуманизм врача.
И. А. Кассирский
Первой ступенью на лестнице формирования будущего медицинского работника является высшее учебное учреждение, которое играет существенную роль – заложение крепкого фундамента. Именно в стенах университета идет преобразование и развитие познавательных, эмоциональных и волевых процессов на основе индивидуальных способностей личности.
Пожалуй, самым важный аспект в профессии врача – клиническое мышление. Как мы знаем, мышление – это психический процесс отражения наиболее существенных свойств предметов, явлений и связей между ними, в результате продуцирующий новое знание о мире. Клиническое же мышление - содержательно специфицированный процесс диалектического мышления, придающий целостность и законченность медицинскому знанию. Стоит отметить именно специфику медицинской направленности, которая заключает в себе синтез, анализ, сравнение, абстракцию, обобщение, конкретизацию и систематизацию невообразимого объема информации, на основе которой строятся умозаключения, ведущие к ответственным решениям.
В связи с этим можно сделать вывод о том, что врач должен обладать высоким интеллектом, колоссальным уровнем внимания, чтобы обеспечить направленность и сосредоточенность своей психики на проблемах каждого из пациентов, хорошим воображением, дающим возможность создать образы потенциального течения болезни, логикой и твердой волей – умением управлять и регулировать свое поведение, обеспечивая тем самым преодоление различных трудностей и препятствий в никогда не заканчивающимся обучении и работе.
Поскольку медицина – область работы с людьми, она тесно связана с эмоциональной сферой. Эмоции носят субъективный характер отражения наиболее общего отношения человека к окружающему его миру. Они являются неотъемлемой частью психики человека, несут в себе регуляторную и коммуникативную функции. Однако профессия врача подразумевает некое их подавление, преобладание терпимости и сдержанности в отношении пациента, чью психическую реальность исказила болезнь. Доктор должен быть положителен, доброжелателен и вежлив в своем обращении к пациенту и аккуратен в своих словах. Речь, как продукт мышления, отражает его уровень и, что нужно для данной профессии, служит средством управления поведения других людей.
Как любая зрелая личность, уважающая себя и других людей, медицинский сотрудник должен быть культурен, иметь чувство такта и нести в себе высокие нравственные ценности. Получив образование врача, человек должен быть сведущ не только в простой этике, но и в понятиях биомедицинской этики, составляющей одну из аспектов его профессии.
Как писал Даниил Самойлович, выдающийся русский врач и основоположник отечественной эпидемиологии: «Чтобы стать врачом, надо быть безукоризненным человеком». Великий русский писатель Антон Павлович Чехов отметил, что: «Профессия врача — это подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это». Поэтому каждый человек, ступающий на нелегкий путь служения Асклепию, должен делать это осознанно, любить свое дело и постоянно шлифовать грани своей личности, чтобы с честью носить гордый символ врача – белый халат.